Jump to content

All Activity

This stream auto-updates

  1. Earlier
  2. Зачем нам возвращаться и перечитывать Фрейда? Возможно затем, что это позволяет нам понять, до какой степени работы Фрейда стимулируют наши собственные размышления и понимания. Изучая тексты Фрейда, мы видим в них непрерывное развитие мысли: Фрейд оставляет предыдущую идею ради новой, затем вновь возвращается к первой, даже вступая в противоречие с самим собой. «Фрейд пишет в стиле исследователя, который открывает новый незнакомый пейзаж, записывает свои путевые впечатления, делает эскиз в записной книжке, а иногда задерживается надолго, чтобы установить мольберт и создать шедевр» (Кинодо Ж-М). Некоторые основные понятия Фрейд развивал в течение многих десятилетий. А постфрейдисткое развитие психоанализа показывает, как, эти намеченные Фрейдом понятия, были затем подхвачены тем или иным течением мысли, обогащены новаторскими разработками.
  3. История дружбы Фрейда и Флисса удивительна и драматична. Как пишет Джонс «ради этого человека Фрейд взялся за исследование бессознательного своего собственного разума». Переписка между Фрейдом и Флиссом раскрывает, дополняет и уточняет сведения о самом Фрейде, его личности, о его честолюбивых научных планах и разочарованиях. А самое главное, она освещает характер интеллектуальных стремлений Фрейда и эмпирическое развитие его идей. Она даёт нам возможность следить за ходом этого развития и наблюдать различные его фазы. Именно с переписки начинается учебный год нашего Союза и уровень Прогресс Проекта СПП «Фрейд и его психоанализ».
  4. Работа «Автопортрет» готовилась Фрейдом для серий медицинских автобиографий. Как оказалось, она стала самой полной из всех, которые ему приходилось писать в различных случаях. Это произведение не только о внутреннем становлении психоанализа Фрейда, но и внешней судьбе этого учения, а также о его учениках и соратниках. Фрейд, в большей степени рассказывает о своей научной карьере, о возникновении и развитии своих идей, чем о своей личной жизни. Хотя, даже эти скупые личные отступления дают нам возможность «взглянуть» на Фрейда как на сына, мужа, отца, на ту эпоху, в которой он жил и творил. По мнению Джонса эта работа «является одним из самых важных книжных источников для студентов, изучающих Фрейда». Именно поэтому с этой работы начинается изучение трудов Фрейда уровня Базис.
  5. Приглашаю в долгосрочную супервизорскую онлайн-группу «Супервизия: психоаналитический подход». Что это: Эта группа предоставляет безопасное пространство для мышления, профессионального самопознания и объединяет в себе элементы разных уровней профессиональной подготовки специалиста: практическое обучение технике и накопление знаний, умений и опыта, а также личностно-профессиональная поддержка и становление практикующего специалиста, расширение понимания психодинамики психотерапии. Психоаналитический метод супервизии имеет свои особенности. Во-первых, он основан на наборе принципов, связывающих воедино теорию и конкретные технические процедуры и именно поэтому после каждого круга докладов всех участников, группа проходит в форме семинара по исследованию и обсуждению теории психоанализа – работ классиков и современных психоаналитиков. Во-вторых, в работу психоаналитика неизбежно вовлечена вся его личность - интеллект и эмоции должны откликаться на сознательные и бессознательные аспекты взаимодействия с клиентом. Поэтому повышение: способности понимания своего взаимодействия с клиентом; способности выдерживать реакции контрпереноса/ переноса; способности применения адекватной интервенции – является одной из целей супервизии. Сеттинг: На каждой супервизии один докладчик выносит на обсуждение один клинический случай и представляет: краткий анамнез и свой запрос; протокол-стенограмму терапевтической сессии, включающий коммуникации клиента и интервенции терапевта. После чего следует обсуждение: ассоциации - обратная эмоциональная связь участников; дискуссия - обсуждение концепции психогенеза, анализа сопротивления, методов и техники терапевтических интервенций, психодинамики. И в завершении – заключительные реплики докладчика. Для кого: Для коллег, имеющих свою практику: как небольшую практику (от одного клиента) так и обширную; как психоаналитиков, так и специалистов других модальностей, желающих ознакомиться с психоаналитическим подходом. Формат группы: Групповые онлайн сессии проходят еженедельно по вторникам с 12:30 до 14:00 (Мск). Длительность сессии – 90 мин. Максимальный состав группы - 7 специалистов. Оплата до начала супервизии; пропуск участия в супервизии оплачивается. Ведущий-супервизор: Елена Петровна Рыжкова Обучающий психоаналитик, супервизор СПП. Практикующий специалист ЕКПП. Запись в онлайн-группу: Для записи в группу заполните небольшую форму: https://forms.yandex.ru/u/6362c65973cee7fb831c6a6a/ Если остались вопросы – напишите мне в Telegram https://t.me/Ryzhkova_Elena
  6. Хочется добавить к тому что не успели обсудить на семинаре. Последний параграф в главе 19. Рабочий альянс и терапевтический псевдоальянс. «Раби настаивает на том, что необходимо быть внимательным к контрпереносу, который служит одним из наиболее значимых признаков конфликта и позволяет его верно интерпретировать. Если в контрпереносе происходит усиление конфликта, то к псевдосотрудничеству анализанда могут добавляться псевдоинтерпретации аналитика». То есть аналитик не только «верит» тому что удалось сформировать рабочий альянс в работе с данным клиентом, но и под влиянием этого представления выстраивает свою работу дальше. К чему это может привести? Усилению защит? Разыгрыванию? Появлению несогласующейся информации?
  7. Терапевтическая диссоциация Эго происходит благодаря идентификации с аналитиком за счет чего, формируется Супер-Эго. Сталкиваясь с конфликтами пациента, аналитическая позиция наблюдателя позволяет размышлять, не входя в аффективные переживания. И отожествляясь с этой установкой пациент приобретает способность наблюдать, критически оценивать.
  8. "Способность Эго к диссоциации дает аналитику шанс посредством интерпретаций установить альянс с Эго против мощных сил влечений и вытеснения и с помощью одной из частей Эго предпринять усилия для того, чтобы одержать верх над противостоящими силами" (Sterba, 1934, p.120). Этой цитатой Р.Г. Этчегоен отмечает факт, что именно Штербе впервые представил свою концепцию о внутренней диссоциации на конгрессе в Висбадене в 1932 году в своем докладе, который был впоследствии опубликован в виде статьи "Судьба Эго в аналитической терапии" в International Journal of Psycho-Analysis в 1934 году.
  9. В этой ветке мы будем обсуждать цитаты, идеи, клинические случаи из большого учебника Этегоен Г. "Основы ПА техники". Приглашаю коллег делиться впечатлениями от обсуждаемого материала на семинарских занятиях.
  10. Уважаемые коллеги! Рады сообщить, что 17 сентября 2022 г. мы начинаем вторую часть семинара «Жан Лапланш о страхе» по кн. Ж. Лапланша «Проблематики I. Страх». Ведущие: Непомящи Александр Леонидович, Почетный член, обучающий психоаналитик, супервизор, эксперт-психоаналитик Союза профессиональных психоаналитиков. Французский психиатр и психоаналитик. Доктор наук. Член Парижского психоаналитического общества. Член международной психоаналитической ассоциации. Занимается частной психоаналитической практикой и супервизиями. Автор ряда статей по различным проблемам психоанализа. Преподает различные психоаналитические курсы и спецкурсы, в том числе и в России. Куликов Андрей Иванович, Почетный член, обучающий психоаналитик, супервизор, эксперт-психоаналитик Союза профессиональных психоаналитиков. Психиатр-психотерапевт, канд.мед.наук. Трениговый аналитик и Супервизор ЕКПП-Россия, Паст-Президент ЕКПП-Россия. Один из организаторов проекта «Летние и Зимние школы НФП-ЕКПП». Доцент кафедры психотерапии Восточно-Европейского Института Психоанализа (Санкт-Петербург), сотрудник С-Петербургского центра психоанализа на базе ВЕИП. В ВЕИП читает лекционные курсы и ведет клинические семинары. Общий клинический стаж более 30 лет. Кашина Светлана Геннадьевна, Соучредитель, вице-президент, член Правления, обучающий психоаналитик и супервизор СПП. Организатор, преподаватель и постоянный участник мероприятий СПП (г. Екатеринбург). Работа в семинарах Александра Леонидовича и Андрея Ивановича требует напряжения ума и характера, поэтому остаются самые упорные. Вознаграждение за упорство - ежегодный прирост профессионализма и долгая, незаметная работа идентификации с носителем психоаналитической культуры. Обаяние, неброская глубина, мягкость, но твердость в позиции, особый русский язык – вот несколько мазков, создающих образ, сложно-уловимую атмосферу нашей работы с Александром Леонидовичем. Острый полемический стиль Андрея Ивановича дает неоценимый пример для оттачивания мысли, смелого приложения любопытства и критического мышления. Семинар предназначен для профессиональных психоаналитиков, для тех, кто умеет читать, понимать, находить в себе место для развертывания мысли Другого, и время для обретения подлинной профессиональной идентичности. Приглашаем на семинар тех, кто готов учиться мыслить вместе с настоящими психоаналитиками, понимая, что это большой кропотливый труд, который превращается в искусное мастерство. Форма проведения: Доклад Непомящи А.Л. Доклад Куликова А.И. Общая дискуссия (оставшееся время). Семинар будет проходить 1-2 раза в месяц с сентября по апрель 2022-2023 г. г. День и время проведения: суббота, 16.00 по уральскому времени (14.00 по Мск) Длительность: 2 акд. часа (90 мин.) Формат проведения: онлайн на площадке Zoom. Заявки на участие в семинаре отправлять Кашиной Светлане Геннадьевне kash63@mail.ru «Жан Лапланш (фр. Jean Laplanche; 1924-2012) – французский философ и психоаналитик. Преподавал психоаналитические дисциплины в ряде Парижских университетов. Был редактором французского издания сочинений З. Фрейда. Внёс значительный вклад в развитие теории психоанализа. Настоящий том открывает серию изданий лекций Жана Лапланша, прочитанных им в университетских аудиториях в течение его преподавательской деятельности. Это собрание лекций Лапланша имеет общее заглавие “Проблематики”. “Проблематики I” вобрали в себя лекции, прочитанные в 1970-1973 годах, общая тематика которых охватывается понятием “страх”. На основе скрупулезного прочитывания фрейдовских текстов даётся представление о психоаналитической концепции страха».
  11. Поняла, спасибо большое! Я за такой формат, поскольку часто не могу присутствовать на занятиях в связи с разницей во времени и трудовом расписании. Мне кажется, было бы очень удобно.
  12. Елизавета, доброго дня! В фокусе будет анализ развития теории Фрейда, который отражается в риторике писем. Проследим саму суть зарождения и развития мысли Фрейда, так сказать в приватной зоне. Аналитика будет выкладываться в отдельном чате, доступ к которому будет платным. По поводу комментариев, пока под вопросом, так как нагрузка по семинарских занятиям внушительная.
  13. Вероника Сергеевна, а что именно будет в фокусе анализа данных писем? Личности Фрейда и Флисса, конкретно их взаимоотношения, этапы развития психоанализа или что-то другое? И по поводу формата: подразумевается, что записи + их анализ будут выкладываться на форуме и обсуждаться в текстовом виде, правильно ли я понимаю?
  14. Коллеги, доброго дня! В СПП стартует проект, который будет проходить в режиме «аналитической лаборатории». Вашему вниманию будет предложена аналитическая интерпретация материала писем и манускриптов З. Фрейда В. Флиссу. Вам будет предложено 22 аналитических заметки. Участники лаборатории Непомящи А. Л, Каджеджи М.В. Кувшинова В. С.. Результат нашей работы: Точный перевод писем и манускриптов. Аналитические сноски и пояснения в связке с теорией. Актуальность применения в техническом инструментарии. Формат: ознакомление с текстом перевода и аналитическими пояснениями. Опрос: Есть ли интерес к такой форме работы, без семинарских занятий? Режим прочтения и возможно обсуждение в группе онлайн.
  15. Уважаемые коллеги, предлагаем вам уже сейчас аккумулировать, собирать материалы, ассоциации, наблюдения, размышления, идеи. Осмысляйте практику и теорию. Темы докладов: Метаморфозы и метафоры метапсихологии Проблема влечения и фантазма в структурной теории Защитные механизмы и сопротивления в структурной теории Я слуга у трех господ. Мазохизм Я. Сверх-Я, совесть, нравственность, мораль, этика и культура. Клинические источники структурной теории. Влияние структурной теории на практику. Инкорпорация, интроекция, идентификация. Родитель во внутреннем мире пациента и в кабинете аналитика. Структурная теория и теория объектных отношений. Формат докладов на конференции Доклад-дебют 10 мин. (2 стр. 12 кеглем) без дискуссии; Доклад 15 мин. (3 стр. 12 кеглем), дискуссия 5 мин. Доклад 20 мин. (4 стр. 12 кеглем), дискуссия 10 мин. Доклад 30 мин. (6 стр. 12 кеглем), дискуссия 15 мин. Доклад 40 мин. (8 стр. 12 кеглем), дискуссия 20 мин. Дискуссия 60 мин. Вступление 5 мин. Дискуссия 50 мин. Дискуссия 90 мин. Вступление 10 мин. Дискуссия 80 мин. Ждем ваших заявок до 15 марта 2023. В заявке необходимо указать: ФИО. Научная степень (при наличии). Членство в профессиональной организации (при наличии). Статус (уровень квалификации в организации). Страну и город проживания, Формат доклада (дискуссии), Тему доклада. Анонс доклада. Ваше фото (для рекламы). Сам доклад (количество страниц зависит от формата доклада).
  16. until
    Конференция будет посвящена 100-летию работы Зигмунда Фрейда «Я и Оно» (1923). Мероприятие пройдет в г. Екатеринбурге 22-23 апреля 2023 г. Уважаемые коллеги! Мы приглашаем вас принять участие в исследовании тематического поля конференции: Метаморфозы и метафоры метапсихологии Проблема влечения и фантазма в структурной теории Защитные механизмы и сопротивления в структурной теории Я слуга у трех господ. Мазохизм Я. Сверх-Я, совесть, нравственность, мораль, этика и культура. Клинические источники структурной теории. Влияние структурной теории на практику. Инкорпорация, интроекция, идентификация. Родитель во внутреннем мире пациента и в кабинете аналитика. Структурная теория и теория объектных отношений. Уважаемые коллеги, предлагаем вам уже сейчас аккумулировать, собирать материалы, ассоциации, наблюдения, размышления, идеи. Осмысляйте практику и теорию. Ждем ваших заявок до 15 марта 2023. В заявке необходимо указать: ФИО, научная степень (при наличии), членство в профессиональной организации (при наличии), статус (уровень квалификации в организации), страну и город проживания, формат доклада (дискуссии), тему доклада, анонс доклада и ваше фото (для рекламы), сам доклад (количество страниц зависит от формата доклада). Формат докладов на конференции Доклад-дебют 10 мин. (2 стр. 12 кеглем) без дискуссии; Доклад 15 мин. (3 стр. 12 кеглем), дискуссия 5 мин. Доклад 20 мин. (4 стр. 12 кеглем), дискуссия 10 мин. Доклад 30 мин. (6 стр. 12 кеглем), дискуссия 15 мин. Доклад 40 мин. (8 стр. 12 кеглем), дискуссия 20 мин. Дискуссия 60 мин. Вступление 5 мин. Дискуссия 50 мин. Дискуссия 90 мин. Вступление 10 мин. Дискуссия 80 мин. Заявки отправлять заведующему отделом по теоретической подготовке СПП Пехтеревой Светлане Анатольевне spehtereva@rambler.ru По результатам конкурса будет составлена программа конференции, в составе которой мы прорекламируем ваши доклады. Желаем вам продуктивной работы!
  17. Последний пункт – Колон. Именно сюда приходит Эдип, успевший превратиться из заносчивого, вспыльчивого царя в слепого старца, сопровождаемый верной Антигоной. От Колона до Афин в те времена 1 км. Современный Колон – это один из районов Афин, плотно застроенный 2-5-этажными домами в прагматически-непримечательном стиле современного южного города. Кому интересно, можно побродить там с помощью гугл-карт. Расстояние между Фивами и Афинами по прямой 52 км. Что там произошло до того, как Эдип спустился в Аид, рекомендую прочитать у Софокла. Забавно, но для вселенной людских страстей не нужны вселенские расстояния. Расстояния между всеми перечисленными городами от 50 до 110 км. География всех трагедий фиванского цикла обозначена на карте кружочком. Горячая точка. С орбиты МКС она, если взять ее отдельно от остальной Греции, возможно, смотрелась бы как светящаяся амеба по ночам, рассеченная водной прожилкой.
  18. Современный город Фивы – небольшой городок, построенный прямо на останках древних Фив. Это причина, почему там мало раскопок, и, соответственно, мало, что нашли. Самое древнее упоминание о Фивах приходится на XIII в. до н.э. Это же чертовски давно, но даже в сравнении с их соседом и соперником – Афинами, - это детский сад. Афины были основаны приблизительно в 7 тысячелетии до н.э. У обоих городов была богатая история расцветов и упадков, разрушений и восстановлений, захватов, персов, македонцев, римлян, османов. Но предсказание оракула сбылось: на чьей земле умрет Эдип, тому и процветание. Афины – столица площадью 412 квадратных км. и населением более 3 млн. человек. Площадь Фив около 144 квадратных км, а население города около 23 тыс. человек – деревня. Когда-то давно, в качестве туристки, по пути с Халкидиков в Афины, мне довелось проехать мимо города Фивы. Туда не завозят туристов. Но благодаря блогерам-путешественникам у нас есть возможность заглянуть в прошлое и настоящее этого легендарного города: https://think-head.livejournal.com/710589.html
  19. Эдип, продолжая путь, встречает обосновавшуюся у городских стен чудовищную Сфинкс, которая терроризирует город. Отгадывает ее загадку, тем самым, избавляя Фивы от напасти. Эдип и Сфинкс Благодарные граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены жену погибшего царя, Иокасту. Выживший слуга не выдает Эдипа, лишь отпрашивается у Иокасты на дальнее пастбище.
  20. Расстояние между Дельфами и Фивами 92 километра. История умалчивает, как Эдип оказывается вблизи Фив, где на перекрестке трех дорог он встречает некого знатного мужчину на колеснице в сопровождении слуг. Мужчина потребовал, чтобы Эдип уступил дорогу, Эдип не уступил, завязалась ссора, в которой он получил по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный Эдип убивает и мужчину, и его слуг. Всех, кроме одного, которому еще предстоит сыграть свою роль. Этот слуга сообщает горожанам, что их царь убит, обратите внимание, РАЗБОЙНИКАМИ. Именно так, во множественном числе. Вот какое впечатление произвел на беднягу охваченный яростью коринфский царевич. Эдип убивает Лая
  21. Расстояние между Фивами и Коринфом – 110 км. Некоторые столько до работы едут. Поскольку ничто тайное не остается тайным навсегда, до Эдипа дошли слухи о том, что он «подкидыш», и, хотя, приемные родители, всячески успокаивали Эдипа, продолжая скрывать тайну его рождения, Эдип, будучи уже взрослым юношей, решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить об этом оракула. Эдип глазами Пьера Паоло Пазолини Эдип отправляется в Дельфы. Расстояние между Коринфом и Дельфами составляет 71 километр. Это если по прямой, через Коринфский залив. Если же делать крюк по суше, то 200 километров. Как от Екатеринбурга до Челябинска. Это самое дальнее расстояние между всеми городами и селами, задействованными в трагедиях, связанных с Эдипом. Но дальность, это ничего. Оракул Аполлона в Дельфах был чрезвычайно знаменит в Греции. К нему ходили все, у кого был кризис, беда или трудный выбор. Вместо ответа оракул дает Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на собственной матери. Чтобы защитить родителей, Эдип принимает решение не возвращаться в Коринф. А это Дельфы
  22. География Эдипа тесно связана с его биографией. Родился в городе Фивы у царя Лая или Лаия и его жены Иокасты, впоследствии, как широко известно, а для психоаналитиков это имеет особую ценность, ставшей его женой. Родился не просто так. Оракул предсказал Лаию, что он умрет от руки собственного сына, и Лаий тщательно контролировал процесс, следя за тем, чтобы Иокаста не забеременела. Впрочем, однажды, после какого-то пиршества он забылся, и Эдип был зачат. После рождения Эдипа Лаий велит Иокасте бросить ребенка на горе Киферон, проколов сухожилия булавкой. Зачем, возникает вопрос, прокалывать сухожилия младенцу? Какие всемогущие качества приписывает Лаий своему сыну, если считает, что недостаточно бросить его одного умирать? Иокаста передает младенца пастуху, вместе с указанием Лаия, тот, в свою очередь, жалеет ребенка и отдает коринфскому пастуху, который отдает младенца бездетному царю Коринфа Полибу. Полиб называет ребенка Эдипом, что значит «С опухшими ногами». Кто проколол ребенку сухожилия, - Иокаста? Пастух? - остается неясным. Не нашла ни одной картины, посвященной сцене бросания Эдипа Иокастой, как и ни одного живописного изображения самой Иокасты. Но, может быть, эта страстная актриса (Lilian McCarthy) в образе сможет немного скомпенсировать недостачу.
  23. Миф об Эдипе относится к одному из основных мифологических циклов Древней Греции, к Фиванскому циклу. По сути, во всех мифах этого цикла рассказывается трагическая история одной семьи - династии фиванских царей: Эдип. Его детство. Юность и возвращение в Фивы. Эдип в Фивах. Смерть Эдипа. Семеро против Фив (война за власть над Фивами между двумя сыновьями Эдипа – Полиником и Этеоклом, в которой они убивают друг друга). Антигона (одна из дочерей Эдипа). Поход эпигонов (месть фиванцам со стороны сыновей разгромленных под фивами семи героев, присоединившихся к Полинику в войне против Фив. В результате этого похода Фивы были разрушены, а сын Полиника и внук Эдипа, Фессандр воцарился в Фивах и восстановил их). Алкмеон (персонаж, чье участие в походе эпигонов по предсказанию Дельфийского оракула должно было принести эпигонам победу. Семейная история Алкмеона по накалу страстей и мощи трагизма не уступает истории Эдипа и его потомков. Алкмеон, мстя за отца, убивает свою мать. Цикл датируется, если верить интернету, 15-10 вв. до н э. Эти мифы неоднократно записывались различными авторами, которые, конечно, привносили в них что-то свое. Как утверждает Википедия, впервые они были записаны между 750 и 500 годами до н. э. Переложение Софокла (496 - 406 гг. до н.э.) лишь одно из них и, в отличие от переложений других авторов, например, Еврипида, хорошо сохранилось.
  24. Понятие Эдипова комплекса, введенное Зигмундом Фрейдом, является ключевым в психоанализе. Оно не только обозначает сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола, что сопровождается двойственным (амбивалентным) отношением к родителю своего пола, но и фиксирует важнейшую веху в психосексуальном развитии и становлении субъекта вообще, является узловой развязкой на путях, которых не минует ни один человеческий ребенок. Напомню, что Эдипу было суждено убить своего отца и жениться на матери, что и произошло, невзирая на попытки, как родителей, так и самого Эдипа, этого избежать. Никто не может преодолеть универсальный закон. Даже в том случае, когда ребенок сирота, «судьба» его психики, по выражению Андрэ Грина, «иметь два объекта», две фундаментальные фигуры, на которые направлены его влечения. Особо следует подчеркнуть, тесную связь между психоанализом и литературой, которая является поставщиком парадигм для психоанализа, использующего их в своем словаре: Эдипов комплекс, нарциссизм, садизм, мазохизм. Значение этих понятий можно полностью понять только в соотношении с мифом, писателем или литературным произведением, предоставляющими образец того или иного типа поведения. Больше того, психоаналитический дискурс в целом является метафоричным, ведь по Фрейду образный язык психологии, со всеми его мифологическими мотивами и литературными аллюзиями, фактически является единственным способом описания эмоциональных явлений, психических процессов, которые иначе были бы недоступны. Таким образом, за каждым аналитиком должен стоять внушительный культурный бэкграунд помимо специальной профессиональной подготовки. Настоящая серия коротких публикаций представляет собой маленькое путешествие по местам, между которыми протекала, а чаще, бурлила жизнь Эдипа, и продиктована не только любовью к психоанализу, но и к Древней Греции, а также тоской по Греции современной, с ее особым духом и древними развалинами, будоражащими фантазию.
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...